
Но это был не единственный сюрприз. Больше всего нас поразила не изысканность ювелирных украшений (хотя уж больно соблазнительно они сверкали на витрине), а рассказ о том, как открыть подобный бизнес. Просто попросить у Бога.
"Я человек- верующий, в Библии Иисус Христос сказал: "Просите, и получите", и это стало ключом к началу моего бизнеса. И я попросил..." -вдруг шокировал нас Олег.
Начинал он достаточно интересно и необычно. Ни навыков, ни стремлений у него к этому никаких не было. Окончил университет физической культуры. Женился, и поэтому вариант преподавать в школе был исключен. Работал охранником в банке, в казино. Позже нашел работу в спортзале, где случайно познакомился с человеком, который собрался открыть ювелирное дело. И Олег решил попробовать (эдакий рисковый пастырь), одолжив денег у родственников на покупку профессионального оборудования. Дела сначала не ладились, друзья разбежались - и тут появился Бог, Который дал понять Олегу, что все не спроста, и Олег уже решил не останавливаться. Сейчас у Мошковского под руководством целый штат работников. От мастеров-шлифовщиков до модельеров, которые могут воплотить любое желание в камнях и металлах. Мы поинтересовались, существуют ли какие-то табу на фантазии.
Оказывается, есть. Ребята напрочь отказываются от заказов на оккультные вещички и свастики, следуя лучшим христианским традициям. Но в чудачествах не отказывают, хотя и не верят вовсе предрассудки и народные традиции относительно камешков, наделяющих силой. Например, недавно один мужчина пожелал кольцо из золота диаметром 777 мм с бриллиантом непременно в 0,333 карата.
Что касается ювелирной моды, то здесь направления задает Италия. Особенно популярно сочетание белого и красного золота. Расценки разные: от ста гривен за обручальное кольцо до десяти тысяч долларов за эксклюзив высшей пробы. Заказы бывают разные, как и клиенты. Здесь готовы угодить и даме в мехах, и подростку в потертых джинсах.
За деталями ювелирного производства мы отправились в рядовую мастерскую. Снаружи витрина была завалена веселыми мягкими игрушками, которые совершенно не увязывались с предназначением. Внутри комнатка была заполнена всякими непонятными для нас приборами. И потому напоминала больше химическую лабораторию. На рабочем столе девиз: "Кто работает весь день, тому некогда зарабатывать деньги. Рокфеллер".
Именно сюда обращаются люди с самыми простыми, а порой невероятными просьбами. "Можно поинтересоваться: нельзя ли надеть одно кольцо на другое и заплавить, а сверху закрепить камень?"—обратилась женщина. Ювелир был безотказен: "Конечно, приносите!"
Дальше Ярослав показал нам несколько профессиональных трюков по очищению металла, креплению камней. Взяв щипчиками небольшое серебряное кольцо, он опустил его в спец раствор и начал подогревать на миниатюрной газовой горелке. После чего бросил в другой сосуд с лимонной кислотой. Изделие из белого металла заметно поменялось в цвете и приобрело аппетитный блеск.
Фокус нам понравился, но это далеко не самое, сложное, что умеет делать Ярослав. Любимое его занятие - крепить камни. Оказывается, и в этом деле нужно преуспеть. """Нужен определенный дар", - говорит Ярослав. - Есть ювелиры, которые виртуозят в гравировке, есть огранщики. У каждого - свой конек. Например, никто не может повторить гамму из перламутра, созданную Фаберже"". Драгоценные материалы тоже имеют свой характер. Желтое золото - податливо, белое слишком твердое, серебро, как кокетливая женщина, непредсказуемо. Если мастер не чувствует его, оно начинает крошиться. С бриллиантами, как оказалось, работать легче всего. Это послушный и крепкий камень. Ненадежными оказались изумруды, хризолиты, бериллы - зеленые камни.
Что касается страха работы с наиболее дорогостоящими материалами, то Ярослав уже давно избавился от него. И если даже случится так, что он испортит камень, хозяин его не накажет. Такие у них не ювелирные порядки, а человеческие отношения.
Ювелирный салон Олега Машковского
Газета "Столичные новости"